Главная » Профилактические прививки

Иммунопрофилактика виды профилактических прививок

Иммунопрофилактика – календарь прививок.

Основное назначение иммунопрофилактики – это активация специфического иммунитета в организме с целью предупреждения инфекционных заболеваний. Из-за значительной распространенности различных инфекций, медиками разработано множество специфических вакцин, которые вводят населению согласно календарю прививок. Плановая иммунизация населения действует уже много лет и к этому процессу нужно отнестись со всей серьезностью и ответственностью, от этого зависят здоровье и жизнь вас и ваших близких.

Если кратко, то с вакциной в ваш организм вводят небольшое количество убитых или живых, но ослабленных микробов, являющихся возбудителями того или иного заболевания. Через какое-то время, после прививки, в организме начинают формироваться специфические (конкретно к этому возбудителю) антитела. В дальнейшем при контакте организма с возбудителем, к которому у него имеются антитела, микроб погибает, а процесс развития заболевания останавливается, либо (в худшем случае) протекает в слабой форме. В большинстве своем, любая вакцина имеет определенный срок действия, по истечении которого, организм становится вновь уязвимым к конкретному возбудителю (заболеванию). В этом случае необходима повторная вакцинация.

Иммунитет к конкретному заболеванию может сформироваться и естественным путем (естественный приобретенный иммунитет) после перенесенного заболевания.

У любой вакцины существуют, помимо положительных, неблагоприятные проявления – аллергические реакции (встречается анафилактический шок). В связи с этими проявлениями все прививки должны осуществляться строго под контролем медицинского персонала и в специализированных кабинетах.

Итак, перейдем к календарю прививок.

  • Вакцинация против гепатита B, в родильном доме, в первые 12 часов жизни ребенка .
  • В период от трех до семи суток. для формирования у ребенка инфекционного иммунитета против туберкулеза делают БЦЖ.
  • Вторая прививка против гепатита B делается ребенку в возрасте одного месяца .
  • Трех месячному ребенку вводят первую прививку от дифтерии, коклюша, столбняка (AKDS) и от полиомиелита.
  • Вторая прививка от полиомиелита и AKDS, делается в возрасте четырех, пяти месяцев .
  • 3-я вакцинация от полиомиелита и гепатита B, а также против дифтерии, коклюша, столбняка делается в шесть месяцев .
  • Годовалого ребенка прививают от кори, эпидемического паротита и коревой краснухи.
  • Первую ревакцинацию от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита проводят в 18 месяцев .
  • Вторую ревакцинацию от полиомиелита делают в возрасте двадцати месяцев .
  • Вторая ревакцинация от эпидемического паротита, кори и краснухи проводится детям в шесть лет.
  • Семилетнему ребенку делают вторую ревакцинацию от столбняка и дифтерии и первую ревакцинацию от туберкулеза.
  • В 13 лет прививают детей, которые не были привиты ранее от гепатита B. Девочек, в этом же возрасте прививают от краснухи, если ранее от этого заболевания они не прививались.
  • -3-я вакцинация против полиомиелита, столбняка и дифтерии делается в возрасте 14 лет .

Взрослые люди проходят ревакцинацию от дифтерии и столбняка каждые десять лет .

Существуют прививки, показанные только в периоды эпидемий и не входящие в календарь прививок, к ним относятся прививки от гепатита A, гриппа, менингококковой и гемофильной инфекции, клещевого энцефалита.

/ Иммунопрофилактика инфекционных болезней (1)

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Литература

Общие организационно-методические указания.

Изучение темы “Иммунопрофилактика инфекционных болезней” проводится в рамках лекции и практического занятия в соответствии с тематическим планом и программой по эпидемиологии для студентов медицинских высших учебных заведений, а также в процессе самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся.

Базис при изучении темы – фундаментальные дисциплины (биология, нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, микробиология и вирусология, иммунология, инфекционные болезни, фундаментальные основы клинической медицины).

Интеграция преподавания – с кафедрами терапевтического профиля с курсами инфекционные болезни, клинической неврологии, реаниматологии и интенсивной терапии, детских инфекционных болезней, иммунологии и аллергологии.

На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний (характеристика современных иммунобиологических препаратов,организация проведения вакцинопрофилактики, виды профилактических прививок, показания и противопоказания к прививкам, поствакцинальные реакции, осложнения и их профилактика, национальный календарь прививок).

На практическом занятии преподавателем проводится формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для проведения иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, рационального использования комплекса профилактических манипуляций, а также планирование и проведение профилактических прививок и профилактики поствакцинальных осложнений.

Методические указания по вводной части

В вводной части преподаватель объявляет тему, учебно-воспитательные цели и план практического занятия, представляет актуальность проблемы иммунопрофилактики различных инфекционных заболеваний для практического здравоохранения.

Методические указания по проверке подготовленности студентов к занятию

Формы текущего контроля знаний студентов – собеседование по учебным вопросам темы занятия с итоговой оценкой теоретической подготовки, аналитический разбор проведения профилактических прививок, использование комплекта контрольно-измерительных материалов (ситуационные задачи, тестовые контрольные задания и др.).

Методические указания по отработке учебных вопросов занятия

Методы отработки учебных вопросов занятия:

внеаудиторная самостоятельная работа студентов (теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала, электронных ресурсов и др.);

аудиторная самостоятельная работа студентов с участием и контролем преподавателя (изучение компонентов методических указаний для студентов к практическому занятию, анализ отчетов по проведению профилактических прививок, изучение характеристики современных иммунобиопрепаратов);

учебно-исследовательская работа студентов (оформление рефератов и докладов к тематической конференции, и др.).

Методические указания по проведению заключительной части занятия

Преподаватель подводит итоги занятия, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, отвечает на вопросы студентов, анализирует их общий уровень подготовки к занятию и представляет индивидуальные оценки, формулирует задание на самостоятельную подготовку и объявляет об окончании занятия.

Задания для УИРС

Оформление реферата по теме “Прививки против столбняка: плановые и по экстренным показаниям”.

Оформление реферата по теме “Календарь прививок в детском возрасте”.

Оформление реферата по теме “Вакцинация детей с нарушенным графиком прививок”.

сравнительная характеристика разных типов вакцин;

контроль биологических препаратов;

холодовая цепь хранения биологических препаратов.

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Абсолютным противопоказанием для проведения прививок является:

гипертоническая болезнь второй степени;

перенесенный месяц назад острый вирусный гепатит В;

врожденный порок сердца.

Критерием степени выраженности местных вакцинальных реакций являются:

размер инфильтрата и уровень температуры;

размер инфильтрата, уровень температуры, наличие нагноения;

размер инфильтрата, уровень температуры, наличие нагноения, развитие лимфаденита.

Оптимальный температурный режим хранения вакцин:

Целью иммунопрофилактики против дифтерии является:

снижение заболеваемости до единичных случаев;

создание иммунной прослойки;

снижение частоты формирования тяжелых токсических форм заболевания;

ликвидация возбудителя как вида.

Комбинированный курс прививок против бешенства показан при:

любых ранениях, нанесенных дикими плотоядными животными;

любых укусах или царапинах лица, кисти, головы, шеи домашними животными, погибшими в течение 10-дневного наблюдения;

любых укусах или царапинах лица, кисти, шеи, головы домашними животными, здоровыми в момент контакта;

поверхностных одиночных укусах или царапинах кисти, глубоких единичных повреждениях плеча, предплечья, туловища, нижних конечностей, нанесенных домашними животными, здоровыми в момент контакта.

Источником инфекции при бешенстве может являться:

собака с признаками бешенства;

собака за 6 дней заболевания бешенством;

собака за 13 дней заболевания бешенством;

человек, привитый антирабической вакциной, при возникновении у него
осложнений.

Основные принципы иммунопрофилактики.

1. Детям, родившимся от матерей, носителей вирусного гепатита В или больных вирусным гепатитом В (в третьем триместре беременности), вакцина против вирусного гепатита В проводится по схеме 0 - 1 - 2 - 12.

2. В 13 лет проводится вакцинация против гепатита В детям, ранее не привитым по схеме 0 - 1 - 6.

3. В 13 лет проводится вакцинация против краснухи в том случае, если они ранее не были привиты или привиты 1 раз

4. Ревакцинация против туберкулёза проводится не инфицированным микробактериями туберкулёза туберкулиноотрицательным детям.

5. Ревакцинация против туберкулёза в 14 лет проводится детям, не получившим прививку в 7 лет.

6. Ревакцинация против дифтерии, столбняки взрослым проводится каждые 10 лет с момента последней ревакцинации.

7. Применяемые в рамках национального календаря прививок (кроме БЦЖ) можно проводить одновременно в разные участки тела разными шприцами или с интервалом 1 месяц.

8. При нарушении срока начала прививок последние проводят по схемам предусмотренным настоящим календарём и инструкциям по применению препаратов.

9. По эпидемическим показаниям дети ранее не привитые и не болевшие, контактные в очагах:

· эпидемического паротита с 1 года;

· дифтерии с 3 месяцев.

10. Важнейшее условие эффективности иммунизации - максимальный охват прививками детей, проживающих на участке. (Выполнение этого условия зависит от участковой медицинской сестры).

Основные принципы иммунопрофилактики.

1. Принцип полного здоровья иммунизируемого

1. Перед иммунизацией проверить в истории развития ребёнка (ф. 112) запись о том, что ребёнок здоров и ему показано проведение определённой прививки.

2. Принцип неукоснительного соблюдения санитарно - гигиенических норм.

1. К проведению прививок допускать только здоровых медицинских работников, не имеющих даже лёгких травм на руках, гнойных поражений кожи и слизистых оболочек (независимо от локализации). 2. Перед проведением вакцинации: · в прививочном кабинете: ü пол, стены, мебель - протереть дезраствором; ü столы, кушетки - застелить стерильными простынями; · вакцинирующий должен: ü коротко остричь ногти; ü надеть чистый халат; ü шапочку; ü снять кольца; ü браслеты и т.д. · тщательно помыть руки с мылом; протереть кончики пальцев спиртом. 3. Всё необходимое для проведения вакцинации БЦЖЭ и туберкулинодиагностики хранить отдельно.

3. Принцип правильного хранения вакцинных препаратов.

1. Хранить вакцины в холодильнике. 2. Вакцину их вскрытой ампулы, если это допустимо аннотацией, использовать только в течение 2 - 4 часа при условии содержания под марлевой салфеткой (и светозащитным конусом для БЦЖ; коревой; «тримсовакс» вакцин), в холодильнике.

4. Принцип проверки вакцины перед употреблением

1. Перед введением вакцины проверить: · срок годности; · наименование вакцины на упаковке и ампуле (флаконе); · состояние ампулы (трещины, надломы); · состояние вакцинного препарата (цвет, наличие нитей, хлопьев и т.п.).

5. Принцип строгого соблюдения введения вакцины.

1. БЦЖ - вакцина вводится внутрикожно. 2. АКДС-вакцина внутримышечно. 3. АДС, АД - анатоксины - внутримышечно или подкожно. 4. Полиомиелитная - per os. 5. Паротитная, коревая моновакцины - подкожно. 6. «Тримовакс» (против кори, краснухи, эпидемического паротита) - подкожно. 7. «Энджерикс» (против гепатита В) - внутримышечно. 8. «Хаврикс» (против гепатита А) - внутримышечно.

6. Принцип чёткой регистрации проведенной вакцины.

1. Данные о проведенной прививке: · дата иммунизации; · наименование вакцинного препарата; · техника введения; · дозу; · серия паспорта внести в журнал профилактических прививок, прививочный сертификат, историю развития ребёнка (ф.112), карту профилактических прививок (ф. 63).

7. Принцип строгого учёта поствакцинальных осложнений.

1. Наблюдать за привитыми: · в течение 1 час непосредственно после проведения прививки; · в течение последующих 3 - х дней (предупредить родителей или родственников о проведении прививки). 2. О случаях возникновения поствакцинальных реакций незамедлительно сообщить врачу.

Источники: http://36-i-6.ru/obshhie-rekomendacii/immunoprofilaktika-kalendar-privivok.html, http://www.studfiles.ru/preview/3350677/, http://budcdorov.ru/1-18960.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения